«Многогранный мир туризма»

Кружок, секция
Есть бесплатные места
Очная
Описание образовательной программы

Туризм помогает подросткам и детям удовлетворять стремление к новизне, поиску, романтике. Походы расширяют кругозор, обогащают духовную жизнь, являясь прекрасным средством познания красоты мира, благодаря чему воспитывают у детей любовь и бережливость к родной земле.

Привлекательность занятий спортивным туризмом состоит также и в разнообразии его видов. Туризм – это вид деятельности, включающий в себя серьезную физическую подготовку в зале и на свежем воздухе, теоретические занятия, специальные тренировки, сборы, соревнования на маршрутах (походы) и на дистанциях. Данная программа не ограничивает вид туризма (пешеходный, горный, лыжный, водный), а занятия, особенно на местности, проходят в соответствии с сезоном года. Во время подготовки к походам и соревнованиям для всех учащихся в обязательном порядке проходят занятия по основам оказания первой доврачебной помощи.

Подготовка к спортивным дистанциям включает работу на различных естественных препятствиях (реки, скалы, обрывы и др.) на местности и в спортивном зале (искусственные объекты) со специальным оборудованием, как в команде, в связках, так и лично.

Неотделимо от спортивного туризма и спортивное ориентирование. Умение работать с картой, определять свое местоположение необходимо и для участия в соревнованиях, и в походах. К специфике этого вида деятельности относится большая сложность (энергоемкость) туристских соревнований. Прохождение дистанций, состоящих из этапов ориентирования и этапов преодоления препятствий на маршрутах, требует от команды высочайшего уровня слаженности командных действий, умения сохранять предельную концентрацию внимания на протяжении многих часов. Такие навыки и способности у подростков можно развить только путем регулярных и продолжительных тренировок. Поэтому в программу по туризму включено большое количество часов по общей и специальной физической подготовке.

Занятия туризмом привлекательны еще и тем, что они не только развивают детей физически, но и воспитывают в них лучшие качества: силу воли, самостоятельность, ответственность, коллективизм. А для родителей немаловажное значение имеет сама концепция туристской деятельности, ведущим замыслом которой, несмотря на кажущуюся экстремальность, является безопасность.

Таким образом, туристская деятельность, благодаря разнообразию используемых форм работы, способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его физического, интеллектуального, духовного развития, развивает инициативу, самостоятельность, ответственность, воспитывает любовь к родине.

Компетенции

В соответствии с современными требованиями результаты, которые планируется достичь после прохождения полного курса программы, разделены на три составляющие: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты включают в себя:

  • сформированность уважения к истории и культуре своей страны, мотивации к ее изучению в разных формах деятельности;
  • наличие устойчивого интереса к занятиям спортом и туризмом, совершенствованию своей физической формы;
  • принятие ценности командного взаимодействия, коллективного творчества, взаимопомощи и поддержки на дистанции и в походе более слабых участников команды;
  • сформированность морально-волевых и этических качеств: целеустремленность, выдержка, умение контролировать свое поведение, организованность, трудолюбие, ответственность, проявление выносливости на маршрутах, в соревнованиях, установка на преодоление трудностей;
  • сформированность навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к вопросам здоровья, безопасности, как личной, так и окружающих.

 К метапредметным результатам относятся:

  • сформированность навыков конструктивного взаимодействия, сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;
  • умение планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность;
  • умение конструктивно работать в команде, передавать свой опыт и организовывать деятельность младших участников.

К предметным результатам относятся:

  • знание тактики и техники пешеходного, горного и лыжного туризма, правил безопасности при движении по дистанциям и маршрутам спортивных походов;
  • владение навыками прохождения дистанций по спортивному туризму на пешеходных, горных и лыжных дистанциях, правил проведения соревнований;
  • умение ориентироваться на местности с помощью карты и компаса и по местным признакам;
  • умение совершать спортивные походы, выполнять комплексы наблюдений, необходимых для составления отчета о совершении спортивного путешествия;
  • знание комплексных краеведческих характеристик, климатических и метеорологических условий районов проведения соревнований;
  • умение оказывать первую медицинскую помощь.
Профиль
Туристско-краеведческий
Содержимое программы

Учебный план

1 год обучения

1. Вводное занятие – 4ч.

2. Туристские дистанции – 54ч.

3. Ориентирование на местности – 22ч.

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 8ч.

5. Краеведение – 8ч.

6. Общая и специальная физическая подготовка – 62ч.

7. Организация и проведение походов − 42ч.

8. Досуговая деятельность – 16ч.

Итого 216 часов за учебный год

2 год обучения

1. Вводное занятие – 4ч.

2. Туристские дистанции – 68ч.

3. Ориентирование на местности – 28ч.

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 12ч.

5. Краеведение – 12ч.

6. Общая и специальная физическая подготовка – 76ч.

7. Организация и проведение походов − 64ч.

8. Досуговая деятельность – 24ч.

Итого 288 часов за учебный год

3 год обучения

1. Вводное занятие – 2ч.

2. Туристские дистанции – 88ч.

3. Ориентирование на местности – 30ч.

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 14ч.

5. Краеведение – 14ч.

6. Общая и специальная физическая подготовка – 76ч.

7. Организация и проведение походов −76ч.

8. Досуговая деятельность – 24ч.

Итого 324 часа за учебный год

4 год обучения

1. Вводное занятие – 2ч.

2. Туристские дистанции – 88ч.

3. Ориентирование на местности – 30ч.

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 14ч.

5. Краеведение – 14ч.

6. Общая и специальная физическая подготовка – 72ч.

7. Организация и проведение походов − 80ч.

8. Досуговая деятельность – 24ч.

Итого 324 часа за учебный год

Место проведения
Всеволожский
Ленинградская обл., Всеволожский р-н: п. Бугры, ул. Полевая, д. 3; п.г.т. Токсово, ул. Дорожников, 1; д. Агалатово, д. 162; д. Щеглово, 58