«Детско-юношеский хор «София» (основной состав)

Кружок, секция
Есть бесплатные места
Очная
Описание образовательной программы

Данная программа основывается на традиционных методах вокально-хоровой работы, учитывая новые методы, разработанные в последние десятилетия. Используется также опыт автора программы, полученный при изучении произведений и исполнительской традиции древнерусского певческого искусства в Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Как известно, песнопения знаменного распева являются истоком русской профессиональной хоровой культуры, и характеризуются особой исполнительской манерой.

Отличительной особенностью программы является обращение к русской духовной музыке, которая почти столетие была «за семью печатями». К сожалению, такое враждебное отношение к церковному искусству отрицательно сказалось не только на нравственном состоянии общества, но и на развитии всей современной культуры. «Как показывает опыт истории, – отмечает профессор В.В. Медушевский, – духовная крепость человечества не может цементироваться с одним лишь светским искусством. Когда светская музыка, разрастаясь, вытесняет музыку молитвы, культура приходит в запустение и одичание… Ее высшее призвание – умножение любви в человечестве – подменяется сиюминутным интересом».

Только благодаря подвижничеству регентов клиросных хоров и усилиями выдающихся хормейстеров, таких как П.Г. Чесноков, А.В. Свешников, А.А. Юрлов, позже В.Н.Минин, Б.Г. Тевлин, А.Д. Кожевников, В.К. Полянских, В.А. Чернушенко и других, это направление музыки продолжало существовать в СССР во времена антирелигиозной пропаганды и гонения на Русскую Православную Церковь. За последние десятилетия в нашей стране заметно возрос интерес к религиозно-духовной культуре, возрождаются отечественные национальные ценности и приоритеты. Это обусловлено множеством причин, в частности тревожной социально-культурной ситуацией нынешнего времени. Сегодня русская и зарубежная духовная музыка занимает особое место и в концертном репертуаре, и в педагогической практике.

В основе репертуара хора – произведения, исполняемые a cappella. Пение a cappella в хоровой культуре России с исторической точки зрения представлена народной и церковной православной традициями. С появлением композиторской школы жанры хоровой музыки a cappella утверждаются в творчестве многих отечественных композиторов. В наши дни этот вид пения как фундаментальная основа отечественного хорового профессионального искусства продолжает развиваться и подпитываться творчеством современных композиторов.

В последние годы в связи с активизацией фестивального хорового движения в странах, следующих в хоровом обучении европейской музыкальной традиции (страны Европы, США, Канада, большинство стран Азии, Южной Америки, страны Южной Африки), пение a cappella получило новый толчок к развитию, произошел подлинный расцвет в хоровом исполнительстве – как детских, так и молодежных любительских коллективов. За рубежом проводится немало хоровых конкурсов, вся программа которых исполняется a cappella.

Умение петь a cappella считается высшим проявлением хорового мастерства. Широкое распространение и популяризация пения без сопровождения безусловно является прогрессивной тенденцией, поднимающей искусство хорового пения в любительских коллективах на новую высоту, так как требует от участников хоров хорошей подготовки.

Активно используются в программе актуальные сейчас в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии. К здоровьесберегающим технологиям обучения мы относим дыхательную гимнастику и дыхательно-певческие упражнения, движение на уроках пения – как в виде самостоятельных физических упражнений, так и использующееся в процессе певческой работы, а также применение игровых методик в изложении и освоении различных тем предмета.

В целом в основе преподавания по данной программе лежит принцип последовательности и доступности обучения, изложения нового материала – от простого к сложному, опоры на интерес обучающегося, учета индивидуальных особенностей ребенка.

К пению в хоре «София» мы привлекаем юношей мутационного и предмутационного периода (13-15 лет), выделяя их в мужскую группу и занимаясь с ними вокальными упражнениями по системе В.В. Емельянова. С выделенной мужской партией детский хор звучит более ярко и празднично, что очень нравится обучающимся в хоре, а также мотивирует учащихся продолжать заниматься хоровым пением в старшем школьном возрасте.

 

Компетенции

Работа по данной программе даёт возможность, во-первых, сформировать у детей систему специальных знаний и навыков, во-вторых, получить детям опыт творческой деятельности, а также опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который вместе со знаниями и умениями формирует систему ценностей человека.

По окончании студии учащиеся

овладевают:

● вокально-хоровыми знаниями, умениями и навыками;

● навыками и умениям в совместной деятельности в коллективе;

● навыками актерской выразительности и сценической культуры

приобретают:

● высокий уровень певческой, исполнительской культуры;

● умение ориентироваться в различных явлениях музыкального искусства;

● художественный, музыкальный и эстетический вкус;

● сформированное чувство патриотизма;

● ориентацию на общечеловеческие ценности;

● мотивацию к дальнейшему познанию и творчеству;

● способность адаптации в обществе

проявляют:

● сформированные личностные качества – целеустремленность и ответственность в достижении поставленной цели, владение основами культуры поведения в обществе.

В результате воспитательной работы учащиеся получают:

● опыт творческой деятельности

● радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками

● навыки коллективного творчества

● возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.

 

 

 

 

 

Профиль
Художественно-эстетический
Предметы
Музыка
История
Воспитание
Содержимое программы

Кандидатский хор

I. Вокально-хоровая работа (128часов)

1.1 Учебно-тренировочный материал.(8 часов)

1.2. Хоровое сольфеджио (24 часа)

1.3. Вокальная работа. (16 часов)

1.4. Хоровая работа.(40 часов)

1.5. Работа над произведением (40 часов)

 

 

II. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (4 часа): экскурсии, беседы о художественном содержании произведений, беседы о композиторах и их творчестве, обзор жанров и стилей исполняемых произведений.

 

III. Концертно-исполнительская деятельность (12 часов): Рождественский и Пасхальный концерты, участие в региональных и международных фестивалях, концертах народной музыки, участие в благотворительных концертах в больницах, монастырях, храмах.

 

Основной состав хора

I. Вокально-хоровая работа (128часов)

1.1 Учебно-тренировочный материал.(8 часов)

1.2. Хоровое сольфеджио (24 часа)

1.3. Вокальная работа. (16 часов)

1.4. Хоровая работа. (40 часов)

1.5. Работа над произведением. (40 часов)

II. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (4 часа): экскурсии, беседы о художественном содержании произведений, беседы о композиторах и их творчестве, обзор жанров и стилей исполняемых произведений.

 

III. Концертно-исполнительская деятельность (12 часов): Рождественский и Пасхальный концерты, участие в региональных и международных фестивалях, концертах народной музыки, участие в благотворительных концертах в больницах, монастырях, храмах.

вокальный ансамбль

I. Вокально-хоровая работа (63 часа)

1.1 Учебно-тренировочный материал.(7 часов)

1.2. Хоровое сольфеджио (7 часов)

1.3. Вокальная работа. (7 часов)

1.4. Хоровая работа. (20 часов)

1.5. Работа над произведением. (20 часов)

II. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (4 часа): экскурсии, беседы о художественном содержании произведений, беседы о композиторах и их творчестве, обзор жанров и стилей исполняемых произведений.

III. Концертно-исполнительская деятельность (7 часов): Рождественский и Пасхальный концерты, участие в региональных и международных фестивалях, концертах народной музыки, участие в благотворительных концертах в больницах, монастырях, храмах.

сольфеджио

1. Нотная грамота-4 часа

2. Ритмическое воспитание −7 часов

3. Изучение элементов музыкального языка, слуховой анализ −6 часов

4. Развитие ладового слуха-6 часов

5. Вокально-интонационная работа-3 часа

6. Музыкальный диктант-6 часов

7. Сольфеджирование, чтение нот с листа-4 часа

древнерусское певческое искусство

1. Знаменный распев – происхождение, стилистика. (1 час)

2. Ладовая организация древнерусских песнопений – обиходный звукоряд. (2 часа)

3. Знаменная нотация – крюки (начертание, символика, исполнение). (4 часа)

4. Изучение попевок знаменного распева. (3 часов)

5. Стилистика знаменного многоголосья. (3 часа)

6. Работа над концертным исполнением. (19 часов)

7. Концертно-исполнительская деятельность. (4 часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Место проведения
Всеволожский
Ленинградская обл., г.Всеволожск, ул.Шишканя, д.11а